Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция по зоологии Коллекция по зоологии Коллекция: мировая художественная культураКоллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образования

Новости

30 апреля 2013

Протодинозавры начали покорять планету сразу после Пермского вымирания

Четвероногие рептилии, ставшие предками динозавров, птиц и крокодилов, начали заселять Землю сразу после великого Пермского вымирания, а не через десятки миллионов лет после него, как считалось ранее, заявляют палеонтологи в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Конец палеозойской эры, пермский период, считается эпохой расцвета и заката так называемых терапсид — звероподобных ящеров, сочетавших в себе признаки рептилий и млекопитающих. Считается, что предки динозавров, так называемые архозавры, появились в конце Перми и начали распространяться только в позднем Триасовом периоде, через десятки миллионов лет после крупнейшего в истории планеты Пермского вымирания.

Кристиан Сайдор из университета штата Вашингтон в Сиэтле (США) и его коллеги поставили под сомнение эту гипотезу, изучив останки рептилий, найденные в отложениях Перми и раннего Триаса в четырех странах Южной Африки и на восточном побережье Антарктиды. В общей сложности ученым удалось сравнить между собой свыше 62 пермских видов ящеров и около 68 триасовых архозавров.

Авторы статьи заметили необычную вещь — предки динозавров из пермских отложений были достаточно сильно связаны друг с другом. Так, примерно треть из них встречалась как минимум в двух или во всех пяти точках. С другой стороны, триасовые ящеры были слабо связаны друг с другом — лишь 7% видов были широко распространены на юге Пангеи — единого суперконтинента, включавшего все современные материки.

Это означает, что предки архозавров начали распространяться по Пангее еще в Пермском периоде. Через 10 миллионов лет после катастрофы, небольшие островки выживших архозавров начали эволюционировать отдельно друг от друга, занимая новые экологические ниши, опустевшие после вымирания терапсид. Это говорит о том, что архозавры начали покорять Землю сразу после Пермского вымирания, а не через несколько десятков миллионов лет после катаклизма, заключают авторы статьи.